flexsmm

Учебный план на 2014 - 2015 учебный год

Пояснительная записка

к Учебному плану

МБОУ "Новобачатская средняя общеобразовательная школа"
на 2014- 2015 учебный год

1.1 Учебный план МОУ "Новобачатская средняя общеобразовательная школа" составлен на     основе нормативно-правовой базы:

-       Закон РФ «Об образовании»;

     -   Постановление Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196 «Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении» (с изменениями и дополнениями);

-       Приказ Министерства образования РФ от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования»;

-       Приказ Министерства образования от 05.03.2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

-       Приказ Министерства образования и науки РФ от 20 августа 2008 года № 241 « О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для ОУ РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом МО и науки РФ №1312 от 09.03.2004 г.»;

-       Приказ Министерства образования и науки  РФ от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с внесенными изменениями Приказом Министерства образования и науки  РФ №1241 от 26 ноября 2010 г);

-       Приказ Министерства образования и науки  РФ от 30.08.2010 № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования РФ от 09 марта 2004г №1312 «Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования»;

     -  Приказ Министерства образования и науки РФ от 22.09.2011 г. №2357 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 06.10.2009 г. №373»;

-       Приказ Министерства образования и науки  РФ от 26.11.2010 № 1241, зарегистрированный Минюстом России 04.02.2011 №19707 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки  РФ от 06.10.2009 № 373»;

-       Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.01.2012 № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденнй приказом Министерства Российской федерации от 05.03.2004 г. №1089»;

-       Приказ Министерства образования и науки РФ от 01.02.2012 года № 74 « О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для ОУ РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом МО РФ от 09.03.2004 г. №1312»;

      -   Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 года № 1897 «Об  утверждении федерального государственного образовательного  стандарта основного общего образования»

-       Письмо Минобрнауки РФ от 19 апреля 2011 №03-255 «О введении Федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;

-       Приложение к Письму Минобрнауки РФ от 12.05.2011 № 03-296 «Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования»;

-       Письмо Минобразования России от 20.04.2001 № 408/13-13 «Рекомендации по организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы»;

-       Письмо МО РФ от19.11.1998  № 1561/14-15 «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе»;

-       Письмо МО РФ и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ № 199/13 от 28.03.2002 «Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе»;

-  Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях";

-  Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014г № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

-       Письмо Министерства образования и науки РФ от 04.03.2010 г. № 03-413 «О реализации предпрофильной подготовки и профильного обучения»;

-       Письмо Министерства образования и науки РФ от 04.03.2010 г. № 03-412 «О методических рекомендациях по вопросам организации профильного обучения»;

-       Письмо Минобразования «Рекомендации по организации профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов» от 20.04.2004г. №14-51-102/13;

-       Письмо департамента образования и науки Кемеровской области от 27.06.2007 г. № 2566/03.;

-       Приказ департамента образования и науки Кемеровской области от 16.06.2011г №1199 «Об утверждении методических рекомендаций по составлению учебных планов для 1-11 классов общеобразовательных учреждений Кемеровской области на 2011-2012 учебный год»;

-       Приказ департамента образования и науки Кемеровской области от 21.10.2011г №2047 «О дополнениях в методические рекомендации по составлению учебных планов для 1-11 классов общеобразовательных учреждений Кемеровской области на 2011-2012 учебный год»;

-       Приказ департамента образования и науки Кемеровской области от 21.05.2012г №1106 «О дополнениях в методические рекомендации по составлению учебных планов для 1-11 классов общеобразовательных учреждений Кемеровской области на 2011-2012 учебный год»;

-       Приказ департамента образования и науки Кемеровской области от 28.02.2012г №460 «О подготовке к введению в общеобразовательных учреждениях Кемеровской области в 2012-2013 учебном году комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»;

-       Приказ департамента образования и науки Кемеровской области от 29.04.2013г №859 «О реализации федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования в 2013-2014 учебном году»

-       Приказ департамента образования и науки Кемеровской области от 10.07.2014г №1243 «О реализации федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования в 2014-2015 учебном году»

-       Приказ МКУ «Управление образования администрации Беловского муниципального района» от 28.04.2014 года №  242 «Об организация в 2014-2015 учебном году инновационной работы в общеобразовательных организациях Беловского муниципального района»

1.2 Базисный учебный план 2004 года состоит из трех компонентов: федерального, регионального, компонента образовательного учреждения. Федеральный компонент является инвариантной частью, которая представлена в совокупности обязательных и профильных учебных предметов.

Региональный компонент используется для реализации  Письма ДО и науки КО № 2566/03 от 27.06.2007 г.

Компонент образовательного учреждения используется на изучение предметов, обозначенных в образовательных областях, на введение элективных учебных курсов, проведение индивидуальных и групповых занятий.

По базисному плану 2004 года обучаются учащиеся 6-11 класса.

1.3 Учебный план 1 -5 классов обеспечивает введение в действие и реализацию требований ФГОС и состоит из двух компонентов: обязательная часть, часть формируемая участниками ОП и внеурочная деятельность по направлениям  (спортивно-оздоровительное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное). Учебный план направлен на реализацию основных образовательных программ начального общего и основного общего образования.

1.4. Учебный план МБОУ "Новобачатская средняя общеобразовательная школа" рассчитан на решение поставленных задач:

-       продолжение ведения предпрофильной подготовки на средней ступени обучения;

-       создание условий для дальнейшей профильной подготовки на старшей ступени обучения;

-       создание условий для индивидуализации обучения и социализации обучающихся с учетом потребностей ребенка;

-       создание условий для дифференциации содержания обучения.

Главная стратегическая линия в выстраивании учебного плана на всех ступенях обучения- соответствие требованиям модернизации содержания и структуры образования, запросам общества и образовательной политике региона. Основой концепции учебного плана нашего образовательного учреждения служат принципы современного образования:

  1. Принцип гуманизации предполагает переоценку всех компонентов педагогического процесса в свете их «человекообразующих» функций, когда основным смыслом образования становится развитие личности. Приоритетность этого принципа зафиксирована в статье 2 Закона РФ «Об образовании», где он характеризуется так: «…Гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье»
  2. Принцип развития адресован к интеллектуальной сфере личности. Опираясь на психолого-педагогическое представление о «зоне ближайшего развития», он предполагает развертывание таких методик, которые направляют педагогический процесс на развитие творческой мыслительной деятельности и самообразование, обеспечивают оптимизацию умственной деятельности (введение в начальном звене программы «Перспективная начальная школа»).
  3. Принцип индивидуализации нацелен на учет уровня развития и способностей каждого ученика; формирование на этой основе индивидуальных планов, программ воспитания и развития учащегося, определение направлений повышения учебной мотивации и развитие познавательных интересов каждого ученика (курсы по выбору в рамках предпрофильной подготовки в 9 классе среднего звена). Принцип целостности образования, основанный на представлении о единстве процессов развития, обучения и воспитания, реализуется в создании сбалансированного образовательного процесса, учитывающего комплекс отраслей знаний в содержании образования, адекватность педагогических технологий содержанию и задачам образования.
  4. Принцип непрерывности предполагает создание целостной системы, органически объединяющей все три ступени полного среднего образования и предполагающей установление преемственности с вузами (последовательность, систематичность изучения содержания образования, опора на изученное и на достигнутый учащимися уровень развития; последовательность изучения материала и согласованность ступеней и этапов учебно-воспитательной работы; ведение предпрофильной подготовки и профильного обучения учащихся средней школы для осознанного выбора или дальнейшего профессионального образования; введение ЕГЭ).

Инвариантная часть учебного плана школы соответствует Базисному учебному плану РФ, включает в себя ту часть содержания образования, в которой выделяются учебные курсы общекультурного и общегосударственного значения, что позволяет обеспечивать единое образовательное пространство.

Вариативная часть учебного плана включает в себя ту часть содержания образования, в котором отражены региональное своеобразие, специфика образовательного учреждения, запросы учащихся. На 3 ступени обучения вариативная часть представлена элективными курсами.

Элективные учебные курсы позволяют не только расширить знания по отдельным компонентам учебного плана, но и помогут сформировать целостное мировоззрение учащихся, умение интегрировать знания по смежным дисциплинам, навыки самостоятельной учебной деятельности на основе дифференциации обучения.

Вариативная часть учебного плана выстроена в соответствии с результатами психологического тестирования учащихся о приоритетных предметных интересах, с запросами родителей, с имеющимися ресурсами школы (педагогическими и материально-техническими).

Реализация данного учебного плана предполагает следующие результаты:

- освоение обучающимися общеобразовательных программ, фундаментальных понятий, процессов по всем предметам;

- дифференциация образования обеспечит возможность для обучающихся выбора содержания образования предпрофильной подготовки и профильного обучения;

- усиление социально-экономической направленности образования, соответствие его коньюктурным запросам общества и времени;

- обеспечение преемственности общеобразовательных и профессиональных программ;

- психологический комфорт и создание условий для самоопределения, самореализации и  самосовершенствования всех участников образовательного процесса;

- освоение учащимися проективной деятельности, овладение надпредметными навыками;

- формирование информационной культуры учащихся и педагогов;

- формирование устойчивой мотивационной среды в общеобразовательном учреждении для всех участников образовательного процесса.

Обучение учащихся 2- 11 классов осуществляется при 6-дневной рабочей недели, 1 класс при 5- дневной рабочей неделе, согласно письма МО РФ от 25.09.2000г. № 2021/11-13 «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы».

Продолжительность урока 45 минут. Продолжительность учебного года: 1 класс-33 недели;  2-11 классы - 34 недели (с учетом экзаменационного периода). Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом — не менее 8 недель. Обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований:

- учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену;

- использование "ступенчатого" режима обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре - декабре - по 4 урока по 35 минут каждый; январь - май - по 4 урока по 45 минут каждый);

- в середине учебного дня организуются  динамические паузы продолжительностью не менее 40 минут;

- обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий;

счетчик посещений